НАСЛЕДИЕ МАСТЕРА

28 марта 1931 года родился Евгений Николаевич Широков (п. Касли, ныне город Челябинской области) — художник-живописец и педагог.
В 1952 году окончил Свердловское художественное училище. В 1958 году закончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной.
С 1958 года живёт в Перми. В 1960-87 гг. избирался делегатом четырёх съездов Союза художников СССР и РСФСР, а с 1973 входил в состав правления Союза художников РСФСР. Более 30 лет возглавлял художественный совет Пермской организации художественного фонда РСФСР. Входил в состав зонального выставочного комитета «Урал социалистический». Народный художник РСФСР (1976). Награждён дипломом Академии художеств СССР (1979), медалями и грамотами Министерства культуры СССР и РСФСР, Верховного Совета РСФСР (1973). Народный художник СССР (1986). Профессор отделения живописи факультета искусств Пермского государственного института искусств и культуры с 1993 года. Почётный гражданин Перми (1998) и Пермской области (1999).
В художественном наследии автора — монументальные росписи, станковые работы всех жанров: портреты-типы, монументальные портреты — картины, цикл полотен ленинской тематики, серия картин на тему Великой Отечественной войны, уральские пейзажи, натюрморты. Но своё неповторимое слово он сказал именно в портрете. Портретная концепция сложилась под воздействием идей и художественного языка так называемого «сурового стиля». Портреты представителей творческой интеллигенции поначалу Перми, позднее Свердловска, Москвы, Ленинграда определят основные вехи творческой судьбы Широкова. Портретный ряд, созданный им, включает образы Д.Б.Кабалевского, Г.А.Товстоногова, Е.З.Копеляна, Е.А.Лебедева, А.А.Миронова, К.Ю.Лаврова, В.А.Тихонова, Ю.А.Друниной, А.Каплера, Н.В.Павловой, Ю.В.Никулина и М.И.Шуйдина, И.М.Смоктуновского, Е.И.Гудина, Л.Чурсиной; из пермских деятелей культуры — Е.В.Гейденрейх, Т.Е.Коваленко, М.В.Тарасовой, Л.И.Мосоловой, М.Б.Подкиной, В.В.Радкевича, Л.П.Сахаровой, Е.А.Панфилова. Первыми большими удачами стали портреты известного композитора, пропагандиста музыки и общественного деятеля Д.Б.Кабалевского и, особенно, портрет В.П.Астафьева. Портрет Астафьева стал для автора определённым рубежом, обобщением всего предыдущего опыта, обретением нового качества. Одной из наиболее востребованной тематической разновидностью портрета почти на десятилетие станет портрет-раздумье.
Интересна смена во времени интонаций и патетики этих работ. В 1960-е гг. портретные образы предстают носителями преобразующей динамичной силы, обязательно предполагающие наличие умного сочувствующего зрителя, втянутого в сотворчество. Перед нами мир мужественный и энергичный. 1970-е гг. отличают рационализм, отвлечённость мышления от живой реальности. Создаётся не столько образ конкретного, неповторимого человека, сколько мысль по поводу него. В 1980-е гг. более всего о переменах в общественном умонастроении свидетельствует «Автопортрет» (1983). На смену волевой собранности работ 1960-70-х гг. пришли расслабленность, рефлексия и тревога. Это образ затишья истории, её усталости.
Уже в перестроечное время создаёт своеобразный алтарь Духовно-исторического центра из 40 портретов деятелей отечественной истории, науки, культуры, с которого на нас смотрят великие лики России: А.Рублёв, А.Невский, М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин, С.А.Есенин, Г.К.Жуков, Ю.А.Гагарин и многие другие.
Участвовал в зарубежных, всесоюзных, республиканских, зональных, региональных, областных художественных выставках, начиная с 1950-х гг. Персональные выставки состоялись в Перми (1962, 1976, 1981, 1984, 2007) и Тюмени (1984).
Скончался Евгений Николаевич 31 декабря 2017 года (г. Пермь). Его произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее, Пермской государственной художественной галерее, музеях Пермского края, Урала, Сибири.