НАСЛЕДИЕ МАСТЕРА
ЛЕНИН НА КОНГРЕССЕ КОМИНТЕРНА
Из воспоминаний Народного художника СССР Е.Н.Широкова:
«И сегодня легко отличить в произведениях о Ленине, кто из авторов работал «по службе», а кто «по душе». Тот же Маяковский обращался к образу Ленина, увлеченный романтикой, революцией перемен. В картине «Ленин на конгрессе Коминтерна» отражен тот период, когда он еще не был признанным «вождем всемирного пролетариата», когда шла жесткая партийная борьба за лидерство, за пути переустройства мира. На конгрессе собрались коммунисты всех континентов, там была интересная расстановка сил, различные человеческие отношения. И, если хорошо знать историю, то на картине прочитывается четкая драматургия исторического момента, где Ленин, равный среди равных, в тяжелой схватке завоевывает оппонента. Мне как художнику было интересно написать вождя в новом ракурсе, сверху со спины; в том, как написано его чело, тоже была новизна. Я следовал больше литературным материалам, чем привычному образу Ленина при живописи. Я настолько был обогащен историческим материалом, что надеялся на добрый исход, когда представил работу на выставком в Москву. Картина действительно была хорошо принята, но ее категорически отвергла правительственная комиссия – она нашла враждебной Ленину аудиторию Коминтерна, чего, якобы, быть не могло. Картина вернулась из Москвы с веревочками: значит, она была в экспозиции, но срезана. Попавшая под подозрения правительственной комиссии работа была отвергнута и нашей картинной галереей. Конечно, в эпоху всеобщей, коллективной веры я тоже верил вместе со всеми. Но более всего я верил тогда в свою страсть к чистому холсту…»