НАСЛЕДИЕ МАСТЕРА СМОКТУНОВСКИЙ  ИННОКЕНТИЙ  МИХАЙЛОВИЧ

СМОКТУНОВСКИЙ  ИННОКЕНТИЙ  МИХАЙЛОВИЧ
(28.03.1925  —   03.08.1994)
Выдающийся советский и российский актер театра и кино. Народный артист СССР (1974), Герой Социалистического труда (1990)
Снимался в фильмах «Девять дней в одном году», «Берегись автомобиля», «Чайковский», «Зеркало», «Гамлет», «Укрощение огня», «Романс о влюбленных», «Гений» и многих других.
Из воспоминаний Народного художника СССР Е.Н.Широкова:
«Когда речь заходит о моих портретах, всегда испытываю желание рассказать о тех, кто стал частью моей жизни. Рассказ о человеке, который за 10 дней общения просто потряс меня, может быть бесконечным. Уместная здесь степень откровения позволяет мне вспомнить только те эпизоды, связанные непосредственно с созданием портрета И.Смоктуновского.  Иннокентий Михайлович приехал в Пермь во время своего отпуска к кинооператору Пермьтелефильма Михаилу Заплатину, своему фронтовому другу. У них были свои творческие и семейные планы. Им предстояла увлекательная экспедиция по Северному Уралу. Добраться туда можно только вертолетом. Это обстоятельство и отложило начало экспедиции на 10 дней, а мне позволило познакомиться с великим актером и даже написать его портрет. Сообщение о приезде Смоктуновского я получил всместе с просьбой сопроводить его в нашу галерею. Главный хранитель галереи Н.Скоморовская отрекомендовала меня почтенному гостю, и мы отправились в настоящее путешествие по галерее. Начали с русского зала. Посмотрели голландцев. Смоктуновский так восторгался, удивлялся, задавал вопросы, выслушивал все с благодарным вниманием, будто впервые видел живопись, будто в Москве-то смотреть нечего. Его интересовали сюжеты этих потемневших полотен. В те дни экспонировались и мои работы в связи с присвоением мне звания народного художника СССР. К моим картинам он отнесся благосклоннее, чем я мог ожидать. Когда Смоктуновский увидел портрет Г.Товстоногова, он тут же произнес пространный монолог голосом режиссера. По содержанию это была сценка из репетиции, где знаменитый режиссер раздавал указания не менее знаменитым артистам. Смоктуновский уже покинул БДТ и уехал в столичный МХАТ. Импровизация актера привела присутствующих в абсолютный восторг. Смоктуновский уже давно привлек всех посетителей в этот зал и стал главным его экспонатом: все картины отступили на второй план. Галерея пополнилась зрителями Смоктуновского. На предложение написать портрет Смоктуновский откликнулся быстрым согласием. Меня занимала мысль о том, в каком одеянии будет мой герой на портрете. Мне казалось, что его клетчатые рубашонки, дешевые штанишки, разношенные сандалии не вязались с образом всемирно признанного Гамлета. Выручила Мария Осиповна Иванова. Она всю жизнь отдала костюмерному цеху оперного театра. Подобрала нечто подходящее по размеру и образу: рубашку, лосины. Когда я, довольный собой, развернул это добро перед актером, он просто возмутился: «А это зачем? Я только что ушел от от всего этого и снова театр!». Огорошенный, я призвал на помощь все свое красноречие, чтобы увлечь его своим замыслом: «Понимаете, в одном лице совместить Гамлета и Короля Лира! Гамлет в вашем возрасте. Вам не кажется, что, сложись иначе судьба принца Датского, он повторил бы трагический путь короля Лира?». Поклонник великого Шекспира, недовольно кряхтя и охая, начал натягивать лосины, потом рубашку. Все это напоминало актерский этюд на тему «брезгливость». Смена его состояний была настолько мгновенной, что я терялся, когда кончалось лицедейство, за которым он прятал свою очень ранимую душу, и начинались подлинные чувства. Надев театральный костюм, он моментально «завелся». Это было сотворчество. Как никто, он полностью участвовал в создании портретного образа. Чего мы только не перепробовали! Потом он уже не мыслил портрет иначе. Конечно, если бы Смоктуновский не приехал в Пермь к своему другу, скорее всего не было бы и моей встречи с этим удивительным, непростым, очень талантливым человеком, который с раннего детства не сомневался в выборе своей актерской профессии.  Согласитесь, услужливая память сама ставит рядом с именем Иннокентия Смоктуновского образ Гамлета, из далекой страны, из далеких времен. А между тем он еще и князь Мышкин, и Юрий Деточкин, и просто солдат, вернувшийся с войны…».